Новости

Новый Дом Фаберже

Новый Дом Фаберже

А пока готовится площадка для «музея в музее» — три зала в отданном Эрмитажу историческом здании Генерального штаба на Дворцовой площади.

Самая знаменитая ювелирная фирма всех времен и народов была создана в 19-м веке в России петербуржцем по рождению Петером Карлом Фаберже. Великий ювелир и работавшие под его началом мастера буквально наводнили страну сокровищами, которые, увы, после русской революции 1917 года рассеялись по миру.

В последнее время кое-что из работ Фаберже возвращается в Россию благодаря стараниям меценатов. И во многом именно на их помощь рассчитывает петербургский Эрмитаж, решив создать уникальный Музей Фаберже. Как сказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, «все, что появляется сейчас на аукционах, стоит очень дорого.

Мы стараемся участвовать в аукционах через посредников — с помощью спонсоров и меценатов, которые готовы что-то купить для нас. Главное здесь — удостовериться в подлинности».

"Фаберже в мире много, — рассказал Михаил Пиотровский. — При всем великом уважении, Фаберже это не один художник, это ювелирное искусство большого количества мастеров — и уникальное, и ширпотребное. То, что знаменито, — это исторические работы фирмы Фаберже, которая работала в Петербурге до революции 1917 года. Потом было очень много подделок: в советской России так замечательно научились подделывать Фаберже, что отличить очень трудно. Поэтому всегда нужна документация.

Если есть документ, если ясно, когда сделано, например, пасхальное яйцо, если сохранился его предварительный рисунок, вот тогда можно сказать: да, это настоящий Фаберже".

"Настоящий Фаберже", конечно, в Эрмитаже есть. Так главным экспонатом будущего Музея Фаберже станет роскошное украшение «Бриллиантовой кладовой», как называется эрмитажная Галерея драгоценностей. Это копии русских императорских регалий в ювелирном исполнении: большая и малая короны, держава и скипетр, выполненные из золота, серебра, платины, бриллиантов, жемчуга и сапфиров.

Сей «гарнитур» имел фантастический успех на Всемирной выставке в Париже 1900 года — собственно, после его демонстрации Карл Фаберже и снискал мировую известность. А покупателем этой дорогой «игрушки» стал последний русский император Николай Второй.

В «Бриллиантовой кладовой» хранятся и другие раритеты фирмы Фаберже — например, ожерелье из пасхальных яиц или блюдо из горного хрусталя, украшенное эмалями и алмазами. К открытию Музея Фаберже каждый экспонат здесь тщательно реставрируется, и работа эта сродни нейрохирургической операции. Она производится с использованием новейших нанотехнологий, иначе говоря, «при помощи аппаратов лазерной сварки и очистки, у которых нет аналогов в мире», пояснил Игорь Малкиель, заведующий уникальной лабораторией реставрации драгоценных металлов в Эрмитаже:

Новый Дом Фаберже

"Чем меньше длительность импульса при очень высокой мощности, тем лучше происходит процесс очистки. Мы не повреждаем основу. Например, я могу удалить чернила с бумаги, не повредив бумагу.

Можно даже удалять татуировку с тела, не повредив кожу".

Примечательно, что экспозицию Музея Фаберже решено не ограничивать работами исключительно «от Фаберже». Здесь будут демонстрироваться и достижения современного ювелирного и камнерезного искусства — разумеется, музейного уровня. Уже сегодня образовалась целая очередь из молодых российских ювелиров: предложений много, но Эрмитаж не спешит заключать договора.

Это непростое дело — «вычислить» нового Фаберже, об изделиях которого люди будут на старости лет с любовью писать мемуары. Так, как это делала, например, знаменитая балерина Русского императорского Мариинского театра Матильда Кшесинская: «У меня была масса вещиц от Фаберже. Была огромная коллекция цветов из драгоценных камней и среди них золотая елочка с мелкими бриллиантами на веточках, как будто льдинками; было много мелких эмалевых вещиц и золотых чарок. Великий князь Владимир Александрович на Пасху прислал мне огромное яйцо из ландышей с привязанным к нему яичком от Фаберже…»

<< Вернуться на предыдущую страницу